Azerilove.net - http://www.azerilove.net
Статьи по психологии - часть вторая
http://www.azerilove.net/articles/78/1/%D1%F2%E0%F2%FC%E8-%EF%EE-%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%E8---%F7%E0%F1%F2%FC-%E2%F2%EE%F0%E0%FF
Love @
 
@ Love @
Опубликован в 01/8/2005
 
Я решил исчезнуть с лица земли, оставшись тем не менее в живых; покинуть этот мир, продолжая существовать...
Эдгар По

Статьи по психологии - часть вторая

1. Как настроение?
2. Легенда о логике
3. Вторая кожа
4. Кружева и сети
5. Защититься от гнева
6. Пусть тебе приснится
7. Мудрость страны грез
8. Родословная беды

Как настроение? Часть 1. Чернее черного.

Я решил исчезнуть с лица земли, оставшись тем не менее в живых; покинуть этот мир,
продолжая существовать...
Эдгар По.

Бывают моменты, когда ситуация представляется безысходной, когда результат выглядит ничтожным, а усилия - тщетными, когда общение с миром и с людьми приносит больше боли, чем радости. Бывает, что самые близкие люди отказываются понимать, и действуют так, будто нарочно хотят причинить страдание. Бывает так, что мечешься, как в заколдованном круге, и не можешь
добиться улучшения. Но выход есть всегда! И часто в конце концов оказывается, что он рядом. Надо только знать, как его найти...
Трудно представить себе счастливчика, который за всю жизнь не пережил ни одного тяжелого периода. Причины могут быть разные - несчастная любовь или неудача в карьере, неожиданное "лобовое" столкновение с последствиями своих прошлых грехов или глупостей. Жизнь иногда преподносит нам удары настолько сильные и внезапные, что на первых порах об активном и позитивном отреагировании просто не может быть и речи. Слишком остра душевная боль. Настолько, что главной проблемой становится уже не внешняя ситуация, а
собственные внутренние ощущения. Природа устроила нас мудро, и даже в самых трагических случаях со временем боль слабеет. Но нельзя ли предпринять что-нибудь, чтобы скорее выйти на свет? Чтобы вернуть себе способность снова действовать эффективно?
Конечно, двух одинаковых кризисов не бывает, как не бывает двух одинаково несчастных семей, и лучшего эффекта можно добиться лишь при индивидуальной работе. Но все же во всех кризисных ситуация есть и что-то общее, что позволяет говорить о проблеме в целом.
Какие же средства душевной анестезии, и душевной скорой помощи можно посоветовать тем, кому сейчас тяжело?
В самый тяжелый период, обычно сразу после удара, возникает непреодолимое
желание скрыться, исчезнуть, бежать от боли. Тут приходит на ум пушкинский рецепт на случай "черных мыслей": Откупори шампанского бутылку, иль перечти "Женитьбу Фигаро". Против первого варианта следует возразить категорически. Одно из правил употребления алкоголя (для тех, кто не в состоянии отказаться от него вообще) предписывает ни в коем случае не пить "с горя", при депрессии. А второй вариант может оказаться спасительным. Старая любимая книга, любимое видео, перенесет вас на час - другой в мир грез, а там, глядишь, станет и полегче. Может даже удастся взглянуть на ситуацию более трезво и отстраненно. Если вы не в состоянии читать или смотреть кино, или если у вас нет такой возможности, может помочь очень долгая прогулка, а если говорить не о часах, а о днях, то хорошо будет куда-нибудь съездить. Но в любом случае, опасайтесь напугать своих близких - ваши проблемы, это ваши проблемы, да и излишняя забота может оказаться в тягость.

o Средство первое: Покиньте мир. Но не надолго. Острый период миновал, но много легче не стало. Мрачное настроение периодически наваливается на вас, превращая жизнь в ад. Хорошо тому, у кого есть друг с которым можно поделиться. А если это не в вашем характере - перекладывать на кого-то свои проблемы? Начните вести дневник. Это не только идеальный собеседник. Вы сможете лучше осознать проблему, излагая ее на бумаге. Но и это не главное преимущество. Когда кризис пройдет (а пройдет он обязательно!), не выбрасывайте свои записки. Храните их и тогда, по прошествии многих лет вас может ожидать удивительное открытие. Ситуации часто повторяются. Сейчас вам не до этого, но пройдут годы и вы положите перед собой два дневника, старый и нынешний, и увидите, что одни и те же чувства у вас вызывают совершенно разные люди. И, сделав еще один шаг к мудрости, вы поймете, что дело - в вас. Такое лечение часто оказывается радикальным.

o Средство второе: Ведите записи.Если вам и правда так тяжело, если вас посещают мысли о бегстве, или даже о самоубийстве, если появилось желание "бросить все, отпустить себе бороду и
бродягой пойти по Руси" - оцените все то, что вам пришлось бы оставить, уходя. Мысль о бегстве всегда спасительна. Каждый из нас, теоретически, имеет право на такой романтический шаг - обрубить все концы и начать новую жизнь где-нибудь на севере, или в горячей точке. Каждый человек имеет некоторые шансы, даже начиная с нуля. Но насколько больше ваши возможности
сейчас, когда у вас есть... Я не знаю ваших активов, но в любом случае они больше, чем ничто, и, почти всегда, несравненно больше даже того, чего вы лишились (или не смогли приобрести). Оцените то что у вас осталось, будь то имущество, родственники, здоровье или образование, и вы поймете, что отчаяние так же нелепо, как самоубийство бизнесмена, потерявшего два миллиона из трех.

o Средство третье: Оцените, что у вас осталось. Каждое владение, материальное ли, духовное ли, помимо преимуществ, приносит свои проблемы и неудобства. Иногда это может прозвучать кощунственно, но в самой тяжелой потере всегда есть какие-то плюсы. Подумайте об этом.
Подумайте об обретенной свободе, о полученном опыте, о том что отчаяние можно обратить в энергию, которая принесет вам больше того, что вы потеряли. И как бы тяжело не было ваше состояние сейчас, эти мысли станут первым шагом к новой жизни.

o Средство четвертое: Найдите хорошие стороны в вашей проблеме.

Часть 2. Выйти на свет

Французский мудрец однажды заметил, что сетующий господин в послащенном поршезе часто бывает носим веселыми носильщиками.

Козьма Прутков.

Есть у японцев в языке идиома, которая в буквальном переводе на русский звучала бы приблизительно как "человек, умеющий жить", но смысл в эти слова изощренные азиаты вкладывают совсем не тот, что мы с вами. Они называют так не среднее между практиком и прохиндеем а, совсем наоборот, человека, умеющего находить радость в каждом мгновении жизни, независимо от внешних обстоятельств. Это способность радоваться мелочам, или если угодно, правильно соразмерять масштабы, потому что, подумайте, что значительнее - пастельная полоска рассвета между домами напротив сегодня утром, или недовольная гримаса начальника вчера днем? Вы уже знаете ответ. Но секрет не в том, чтобы понять, что радоваться лучше, чем печалиться. Несмотря на
очевидные преимущества положения богатого и здорового многие все же остаются бедными и больными.
Так что сегодня я не буду убеждать вас, что лучше быть веселым нежели сетующим, но постараюсь дать несколько практических рекомендаций, позволяющих приблизиться к этому блаженному состоянию. Есть множество техник, позволяющих вызывать данное состояние более-менее по заказу, но все они, будь то восточная медитация или модное в наше время
нейролингвистическое программирование, требуют времени, усилий, и главное индивидуальной работы. Поэтому ограничимся приемами, может быть, менее действенными, но более универсальными.
Следите за природой своих состояний. Иногда бывает, например, что вас
преследует тревога или беспокойство по какому-нибудь поводу. А потом повод исчезает, а беспокойство остается, вы замечаете это, отбрасываете, наконец, тревогу и расправляете плечи. Это вы сделали правильно. Но вдвойне правильно было бы обратить внимание на этот момент, и, так сказать поймать свое подсознание за руку - вот оно, плохое настроение безо всякой причины!
Проделав такой ход один раз, вам гораздо легче будет повторять его в будущем, когда вы уже будете на личном опыте знать, что настроение не имеет прямой связи с причинами. Испытав же позитивное состояние, старайтесь его запомнить, зафиксировать, чтобы попробовать воспроизвести позже.

o Прием первый: Учитесь у себя своим состояниям. Если ваше настроение представляется настолько плохим, что не жалко потратить некоторое время на его улучшение, то смело можете провести его за занятием, безусловно его улучшающим. Настроение улучшается при рисовании.
Это факт научный. И не смущайтесь, если вы не умеете рисовать, или если получается не то, что хотелось. Не выходит рисовать предметы - займитесь беспредметной живописью, может ее ради вас и придумали. Есть только два обязательных условия. Рисовать нужно красками и на большом формате. Если вы попробуете создать миниатюру, эффект может получиться обратный, поскольку
мелки движения требуют собранности и концентрации. Это несерьезное занятие действительно приносит замечательный результат.

o Прием второй: Рисуйте! Даже когда вы научитесь управлять своими состояниями, все равно не удастся все время пребывать в радужной эйфории. Да это, наверное, и не надо. Лучше прибегнуть к принципу, которым мы уже пользовались - обратить недостатки в достоинства. Может быть в негативном состоянии лучше заняться каким-нибудь серьезным делом? А когда совсем грустно написать стих? Или устроить стирку? Большинству состояний можно найти разумное, полезное, а иногда и приятное применение.

o Прием третий: Найдите применения различным состояниям. Вольтер в своем "Кандиде" после всех приключений приводит своих героев и читателей к удивительной панацее, универсальному средству, помогающему во многих нуждах, и, в числе прочего, охраняющему от хандры. В устах одного из персонажей рецепт звучит так: "Возделывайте свой сад". Вот оно, волшебное средство, помогающее от любых передряг - работа. Работа помогает, когда совсем тяжело и хочется отвлечься от своих проблем. Тогда на нее набрасываются с ожесточением, забывая обо всем за кругом привычных обязанностей. Работа помогает и тогда, когда просто на душе невесело, она дает чувство преодоления, достижения, позволяет почувствовать свое достоинство безотносительно к чьей-либо оценке. Ну и конечно, работа, как психотерапевтическое средство, имеет одно неоспоримое преимущество, передm всеми другими: за нее платят. Так что воспользуйтесь советом Вольтера.

o Прием четвертый: Возделывайте свой сад. Если же работа сама по себе вызывает у вас раздражение, то это предмет отдельного разговора.

Легенда о логике.


Три раза я был ранен смертельно, и как раз теми, кого насильно спасал.
Е.Шварц. "Дракон"

Вы когда-нибудь видели свое лицо? Нет, вы видели только его отражение, его фотографии. Какая разница между лицом и его отражением? Ну, строго говоря, разница есть. Каждый школьник знает, что отражение в зеркале перевернуто слева-направо, а ведь идеально симметричных лиц не бывает. Я уже не говорю о том, что в зеркало человек смотрит совсем не с тем выражением, с каким он
смотрит на другого человека. Слышали ли вы когда-нибудь свой голос? Многие слышали запись, и при этом были неприятно поражены совершенно не знакомым тембром. Правда ведь и запись искажает... Наверное только актеры, работающие со своим телом профессионально могут иметь представление о своем лице, голосе, движениях. Однако стоит ли говорить, что как раз артисту
труднее всего найти свое истинное "Я" среди множества ролей, образов и персонажей.
А если я не знаю своего лица и своего голоса, то что я могу знать о себе? А если я не знаю себя, то как я могу судить о других?
Во так, в дожде вопросительных знаков, подходим мы к самому таинственному и самому притягательному для нас порождению природы - человеку.
И среди этих загадок, пожалуй, самой загадочной будет та область души, в которой зарождаются желания. Известный парадокс свободы воли гласит: "Мы можем делать, что мы хотим, но мы не можем хотеть, что мы хотим". И именно с мотивами поведения, с базовыми желаниями связан весьма распространенный в быту предрассудок. Почему-то принято считать, что в основном люди действуют логично, то есть действуют продумано, осознанно и цель действий конкретного человека - это его интересы. В то же время в научной психологии идет дискуссия на тему мотивов поведения, и теории выдвигаются самые различные: от стереотипов, заложенных в раннем детстве, до внушения средств массовой информации. Но в любом случае речь идет о механизмах весьма далеких от
логики, и с выгодами данного субъекта связанными весьма косвенно.
Безотносительно к конкретной школе все теории, начиная от Фрейда и кончая модным в наше время НЛП1 сходятся на том, что каждый из нас отрабатывает некоторые программы, модели поведения, подобно тому, как при ходьбе никто не в состоянии обдумывать сокращение и расслабление каждой мышцы. Цели же, которые мы называем себе и окружающим в качестве объяснения своих поступков являются не более чем "рационализациями", то есть разумно и прилично выглядящими объяснениями поступков, истинные мотивы которых скрыты от нашего сознания.
К примеру, представим себе молодого человека, который собирается поступать в институт. Он себе объясняет этот поступок тем, что хочет иметь твердый кусок хлеба. Истинный же мотив состоит в том, что он стремится соответствовать ожиданиям родителей, или избежать чувства своей ущербности
по сравнению с товарищами. Но признать это - значит одновременно признать свою несамостоятельность.
В качестве более развернутой иллюстрации на тему "логичности" человеческих поступков хотелось бы привести одну достаточно типичную ситуацию, которая особенно часто вызывает благородное негодование по поводу порочности людской натуры. Представим себе двух людей, один из которых делает одолжение другому. Назовем и "Даритель" и "Одаренный" Логика, а точнее здравый смысл, подсказывает, что Одаренный должен быть благодарен Дарителю. В жизни этого, однако, очень часть не происходит.
Рассмотрим, однако, что чувствует Одаренный. Во-первых, он чувствует себя обязанным. За ним, как бы долг. Отдавать долги дело неприятное, да и не всегда возможное. Кроме того, в момент, когда это одолжение было сделано, он был зависим от Дарителя, остро ощущал его превосходство, и,
следовательно, свою несостоятельность. Каждое воспоминание об этом факте будет отдаваться в нем болью, и Одаренный постарается забыть о подарке. Если же забыть не удастся, то эти неприятные ощущения постепенно сформируют неприязнь к Дарителю, а то и ненависть. Чтобы оправдать это чувство, он начнет выискивать в нем недостатки, и конечно найдет их в изобилии. Все.
Готов очередной злодей, готовый воткнуть кинжал в спину благодетеля.
А что чувствует Даритель? Здесь события могут развиваться совсем иначе. Вспоминая о своем благородном поступке, о тех усилиях, которые он затратил, он будет гордиться своей добротой и способностям. Эти теплые чувства постепенно перенесутся на личность Одаренного, и Дарителю захочется сделать для него что-нибудь еще. В результате он будет все больше и больше
привязываться, считая Одаренного как бы предметом своего творчества, объектом вложения капитала, который нужно оберегать и лелеять, чтобы получить дивиденды. Конечно, я не в коем случае не призываю вас отказываться от добрых поступков. Это только одна из моделей развития подобной ситуации, но согласитесь модель довольно распространенная. Именно так зреют плоды черной неблагодарности, и именно так вызывают и укрепляют любовь к себе беспомощные создания - как женщины, так и мужчины. А делать добро надо обязательно. Только старайтесь, чтобы тот, кого вы одариваете, не чувствовал себя обязанным. Или не поворачивайтесь к нему спиной. А добро обязательно вернется к вам! Как? Это тема отдельного разговора...

Вторая кожа.


В человеке все должно быть прекрасно - и лицо и фигура и платье и прическа.
Из школьного сочинения

Когда условия стали слишком тяжелыми для слабого человеческого тела, человек нашел выход, которого до сих пор природа не знала. Он смог свое тело усовершенствовать, расширить его границы и возможности за счет вещей. Вещи включались в личность владельца, наращивали ее. Палка, удлиняющая руку, оказывается продолжением руки. Одежда становится второй кожей. Современный человек тоже воспринимает свое имущество как продолжение себя. Одежде же всегда придавалось значение почти мистическое - вспомните сказки про Золушку или про царевну-лягушку. Или обратите внимание на то, какое значение принимает одежда во всех без исключения сакральных ритуалах - ряса священника и крестильная рубашка, подвенечное платье и масонский фартук. Можно рассуждать о том, хорошо это или плохо, но это так. И с точки зрения практической психологии на первом месте оказывается следующее рассуждение. В результате культурного развития одежда оказалась продолжением человека, частью личности. Но воздействовать на личность непосредственно (если уж возникла в этом необходимость) не так уж и просто. Другое дело костюм. Что может быть проще - надел счастливую сорочку и сдал экзамен, надел мундир и сразу почувствовал себя непобедимым. Так мы получаем еще одно средство воздействия на свое состояние. Что можно посоветовать конкретно?

Во-первых важна не только одежда, но и сам процесс одевания. Вы входите в другую кожу - вы входите в другой образ, становитесь другим человеком. Перед ответственной встречей, будь то экзамен, переговоры или объяснение с дорогим для вас человеком, позаботьтесь о том, чтобы у вас было достаточно времени спокойно переодеться. Вы не просто одеваетесь с утра, вы наряжаетесь Отличником, или Успешным Продавцом, или Прекрасной Возлюбленной. Многие спортсмены знают этот секрет и для них костюм, в котором они выходят на соревнования, это костюм чемпиона. Следите за тем, как меняется ваше лицо во время одевания, и добейтесь нужного облика от
человека в зеркале.
Смысл "счастливой" сорочки или платья, о которой я уже упоминал состоит с
том, что тело помнит то состояние, в котором вы были, когда на вас была эта одежда. Почувствовав на теле то платье, которое однажды принесло вам успех, вы легче сможете настроиться на то, прежнее, успешное состояние. Используйте для создания настроения ощущения тела. Формирование стиля поведения, который включается с помощью костюма - удобный прием для всех,
кто должен время от времени приходить в нужное состояние (например для всех, кто ходит на службу).
Более того, одежда помнит, в каком состоянии вы были, когда она была одета на вас. Я говорю о запахе. Хотя вопрос изучен довольно слабо, но можно сказать с полной уверенностью, что запах, исходящий от человека зависит от его состояния. Трудно утверждать что-либо наверняка, но возможно даже после самой тщательной стирки самыми модными порошками на ткани остаются следы активных веществ, которых достаточно для подсознательного восприятия. Поэтому старайтесь "отвязаться" от одежды, связанной с нежелательными ощущениями. Снимайте дома служебный костюм и вешайте его в закрытый шкаф, иначе его запахи помешают вам переключиться. Не надевайте то, что вы носили когда были больны, пока полностью не оправитесь.
По этим же причинам, даже если ваш образ жизни позволяет вам ходить на работу в домашнем - заведите отдельные костюмы для работы и для дома. Это поможет вам сосредотачиваться там и расслабляться здесь. Ну а об одежде для развлечений я и вовсе не говорю.
Если вы собираетесь начать новую жизнь, то неплохим штрихом в этом славном деле будет покупка новой детали одежды. Если же вы хотите безжалостно вычеркнуть из жизни какую-нибудь ее нежелательную часть, то в этом поможет и избавление от соответствующей детали туалета. Можно даже прибегнуть к
ритуальному уничтожению. Здесь я, однако, вынужден вас предостеречь. ВНИМАНИЕ! Уничтожение части себя - процедура рискованная. Лучше к ней не прибегать без консультации с психологом. Иначе в образовавшуюся пустоту может рухнуть и что-то полезное, или даже жизненно необходимое.

Небрежность в одежде - признак личности потерянной, опустившейся, отражение беспорядка в душе. Избегайте небрежности в одежде. Следите за модой и вы не потеряете контакта в миром и временем. Но не забывайте и об индивидуальном стиле, иначе вы потеряете себя в толпе. И если одежка будет в порядке, то и встретят вас хорошо. А уж как будут провожать - это тема отдельного разговора.

Кружева и сети.

Не устаю повторять, что мы живем мире слов в той же степени, в какой мы живем в мире вещей. Слова обладают магической силой, и сила эта питается властью слов над нами. Слова приказа, слова приговора, слова диктора, читающего новости - наша жизнь так зависит он них, что стоящие за ними
факты бледнеют и утрачивают свое значение. Да и в кабинете психолога слово оказывается основным и к тому же весьма эффективным инструментом. К тому же, так уж ли часто слово идет за делом? Особенно для нас, живущих в искусственной среде мегаполиса?
Именно поэтому стоит уделять словам, которые мы говорим, не меньшее внимание, чем вещам, которыми мы себя окружаем.
Но сегодня мы обратим внимание не на те грозные и торжественные слова, которыми можно поднять полки в атаку или пригвоздить злодея к позорному столбу. Сегодня в поле нашего зрения слова легкие и искристые, светлые и радостные, те слова из которых можно свить кружево, а можно и сплести сети. Невинные и могущественные реплики - комплименты.
Мы уже вскользь обращались к вопросу о том, как принимать комплименты. Но многих гораздо больше интересует противоположная сторона - как комплименты делать. А почему интересует? Да потому, что все знают, что три слова
удачного комплимента способны добиться большего эффекта, чем тысяча слов точных, но скучных объяснений.
Прежде чем открывать маленькие секреты, я хочу вас предостеречь - комплимент, действительно, сокрушительная сила. И руки, держащие это оружие, должны быть чистыми! Если вы прибегаете к льстивым словам только ради своих корыстных целей, вам просто никто не поверит. А если самые доверчивые и поверят - какая выгода стоит обмана?! Но подумайте о другом: как много радости может принести искренне сказанное теплое слово! Как много радости можете вы принести людям - близким, коллегам и случайным встречным - если не будете стесняться всего лишь похвалить то, что вам действительно нравится.
Итак, если вы хотите сделать человеку приятное:

o Избегайте формальностей. Такие формулировки, как: "Вы очаровательны", "Вы сегодня прекрасно выглядите" уже настолько затерлись, что стали всего лишь формой приветствия, хотя и весьма милой. Подобно вопросу: "Как дела?", эти слова никто не понимает буквально. Вы же не станете действительно рассказывать как у вас дела?! Другое дело, подметить что-нибудь конкретное, и не просто указать на достоинство, а обоснованно объяснить, почему оно произвело на вас такое впечатление. Такое внимание может достигнуть сердца.

o Найдите то, что вам действительно нравится. Эта мудрость уже стала банальностью, но не перестала быть верной. Ведь это дает 4 преимущества: вы будете искренни в похвале, потому что будете говорить о своих действительных чувствах; вы лучше узнаете этого человека, ведь поиск привлекательного требует неравнодушного взгляда; вы никогда не ошибетесь, ведь говорите только о своем мнении; вы получите пример для подражания, хотя бы и в чем-то не очень важном.

o Используйте "открытые" реплики.В науке о коммуникации "открытыми" называются вопросы, которые требуют развернутого ответа, а не только "да" или "нет". И все обученные специалисты по коммуникации (да и просто вежливые люди) широко их применяют. Если вы говорите: "Какое у вас очаровательное платье", то оставляете собеседнице возможность просто улыбнуться и кивнуть, оставив вас в неведении, относительно того, приятны ей ваши слова, или это просто минимум
вежливости по отношению к назойливому собеседнику. Другое дело если вы спросите: "Где вы достали эту прелесть?", "Как вам удалось этого добиться?" или "Как вы пришли к такому сочетанию цветов?". Тут уж ей придется дать хотя бы минимальные объяснения.Открытые вопросы вовлекают собеседника в разговор, делают его соучастником происходящего, а то в чем участвуешь отвергнуть много труднее.

o Ищите то, что не заметили другие. Всякий, знающий себе цену человек догадывается о своих достоинствах. Конечно длинноногой красавице приятно будет лишний раз услышать похвалу своим ногам, как и эрудированного очкарика и в сотый раз будет исподволь радовать восхищенное: "Откуда ты столько знаешь?". Но эти комплименты они слышали уже не раз, и, если не привыкли к ним, то, как бы, научились сопротивляться, не терять головы. Если же обратить внимание на достоинства возможно мелкие, но такие, о которых адресат сам возможно не догадывается, можно действительно порадовать человека и напомнить ему что он, действительно неисчерпаем, как космос. Так что замечания типа "Красивые уши" или "Пластичные кисти", это действительно высший пилотаж в искусстве комплиментов.

o Обращайте внимание на внутренние достоинства. Людей гораздо больше радует, когда в них ценят не внешнее, а духовные и интеллектуальные качества. Поэтому, если ваш собеседник проявляет волю, фантазию, дисциплину или работоспособность - не упускайте случая дать знать, что вы это заметили.
Таковы маленькие хитрости словесного кружева, именуемого комплиментом. Как и всегда, большинство людей либо уже применяет эти приемы, не задумываясь о них, либо не может их применить, в силу причин, скрытых на более глубоких этажах сознания. Но если вы хотите изменить себя к лучшему, то кто сможет вам помешать? Практикуйтесь, рассыпайте вокруг себя блестки похвалы, взбивайте кружева комплиментов, но никогда не используйте эти узлы для плетения сетей и ловушек!

Защититься от гнева.


В дремучем лесу то ли век, то ли два
Жила молчаливая птица - сова.
Чем больше она молчала,
Тем больше она замечала.
Чем больше она замечала,
Тем крепче она молчала.
Так может быть стоит и нам поучиться
У этой неглупой и опытной птицы?

Прежде всего обращаюсь к мужчинам (ну и к мужественным женщинам), которым случается выслушивать гневные речи своих подруг - молчите! В равной мере этот совет относится и к слушателям истерически настроенных мужчин. Справедливы обрушиваемые на вас доводы, или нет, рано или поздно они иссякнут. И только тогда можно будет перейти к конструктивному диалогу.
Конечно, молчать можно по-разному. Можно молчать издевательски или высокомерно. Можно молчать унижено и суетливо. Молчите спокойно. В девяти случаях из десяти тот, кого упрекают, чувствует себя виноватым. Не оправдывайтесь! И уж тем более, не возражайте! Слушайте внимательно и сочувственно. Я понимаю, что это не легко. Но вы ведь заняты достаточно важным делом: вы выслушиваете близкого вам человека, узнаете, что его тревожит, что наболело. Постарайтесь отвлечься от эмоциональной стороны дела. Забудьте от том, что упреки относятся к вам. Думайте о том, что можно сделать для исправления ситуации. Будьте внимательны. Не пропускайте ни одного слова. И вы окажитесь свидетелем чуда - когда закончатся доводы против вас, начнутся доводы в вашу пользу.

Кроме английского стишка, вынесенного в эпиграф, приведу в подтверждение этого тезиса русскую сказку и французскую пословицу. Сказка повествует о том, как к знахарке пришла баба, чтобы найти управу на своего сварливого мужика. Та вручила ей флакончик заговоренной воды, со строгим указанием: набирать ее в рот, как только мужик начнет ругаться, и не глотать, пока он не успокоится. Результат превзошел все ожидания. Не встречая привычного отпора, мужик немедленно замолкал, а баба, хитро посмеиваясь, восхищалась: "Ить подумать только - малая капелька, а эдакую махину останавливает!".
Французская же пословица гласит: "Если женщина не права, надо первым делом попросить у нее прощения!" Итак, первый совет жертвам гнева:

o Молчите! У двух разных людей редко совпадают цели. А уж если вы подверглись "вербальной атаке", то наверное у вас несколько различается точка зрения на вопрос. Но если вы начнете говорить о своих интересах, то в этой ситуации вряд ли можете рассчитывать на чуткость и взаимопонимание. Поэтому, когда все-таки придет для вас время высказать свое мнение, рассуждайте исключительно с позиций оппонента. Даже если он обвиняет вас во всех своих бедах и видит в вас сосредоточение всех своих проблем - говорите так, как будто он пришел к вам за советом. Чаще используйте выражение: "Мы с вами". Говорите: "посмотрим, что мы с вами можем предпринять в этой ситуации", "я вас понимаю", "это в наших с вами силах". Даже если речь идет о вашей негативной позиции, говорите как о третьем лице, действующем в силу объективных обстоятельств. Если вы скажете: "я этого делать не буду", то сложится впечатление злонамеренного
сопротивления. Другое дело сказать: "я так поступить не могу, поскольку это противоречит моим интересам". Мало кто может от вас потребовать действий вопреки собственным интересам. Короче, смотрите на ситуация так, чтобы воля ваша была на стороне атакующего, а свою позицию объясняйте не желанием, а объективными принципами. Когда придет время сказать -

o Говорите, как союзник! А чтобы почувствовать истинное единение необходим общий враг, лучше всего это знают политики, которые в тяжелые времена свободно придумывают или производят иными способами "врагов народа", "красную угрозу" или "ветер с запада". Воспользуйтесь этим не вполне корректным приемом и найдите внешнего врага, третье лицо на которое можно перевести направленный удар. Так чиновники с неизменным успехом ссылаются на начальство. Обвинять человека, стоящего перед тобой сложнее, чем кого-то дальнего. Так что:

o Переводите стрелку! Гнев деструктивен. Часто это понимает даже тот, кто нападает на вас. Если
начать общаться с ним на языке эмоций, то ситуация очень скоро выйдет из под контроля у вас обоих. Если же вы заинтересованы в конструктивном решении, то постарайтесь направить мысли оппонента в конструктивное русло. Но не пытайтесь перехватить инициативу или предложить готовые решения - все ваши идеи будут уничтожены в зародыше. Лучший способ придать мыслям конкретное направление - задавать конкретные вопросы: "чего бы вы хотели?", "что бы мы могли предпринять?", "каким вы видите идеальное развитие событий?". Спрашивайте это спокойным и доброжелательным тоном, и начинайте что-то предлагать, только когда услышите в ответ "не знаю...". А до этого момента:

o Задавайте конкретные вопросы. Если вы прочитали предыдущий текст и согласились с ним, то, наверное, этот совет будет для вас излишним. Но все-таки остановимся на очевидном и необходимом - то, что ваш оппонент не владеет собой, не дает вам повести себя также. Иначе вы будете заводить друг друга до бесконечности. Чего бы это не стоило:

o Сохраняйте спокойствие сами. И последнее. У вас всегда есть выбор. В большинстве случаев вас никто не заставляет выслушивать гадости. От свирепого начальника можно уволиться, с
суровым мужем можно развестись. Если вы решили общаться с разгневанным человеком, то вы это делаете добровольно и сознательно. И если отношения становятся чересчур тяготными, их всегда можно прервать. Не забывайте об этом, и даже если вы не воспользуетесь этой возможностью, сам факт придаст вам сил.
Если все же решитесь уйти, делайте и это спокойно, конструктивно, позитивно,
не хлопая дверью, но сохраняя, по возможности добрые воспоминания о себе - мир тесен, и не известно когда и при каких обстоятельствах вам придется столкнуться снова.

Но и тогда, когда вы считаете целесообразным продолжать отношения: o Помните, что в вашей власти отказаться от контакта.

Пусть тебе приснится...

В прошлый раз мы обещали рассказать о способах управления сновидениями. "Да бросьте, - скажут скептики, - возможно ли это вообще? А если и возможно, то в какой степени?" Ответим сразу - возможно! А вот в какой степени, это, как говорится, второй вопрос. Для начала вспомним о тех, кто спит без сновидений. Обычно это считается признаком здорового сна, здорового тела и духа. В какой-то степени так оно и есть. Мы уже говорили о том, что организм может сигнализировать сновидениями о некоторых болезнях. Но, как наличие снов не может считаться признаком больного тела или больной психики, так и их отсутствие не может считаться однозначным признаком здоровья. В знаменитом фильме ужасов "Восставшие из ада" ("Hellriser") есть один персонаж - девушка, которая всю жизнь не видела снов, и так от этого страдала, что согласилась даже продать душу дьяволу, ради сновидений. Увы, в наше время чаще попадаются люди, для которых отсутствие сновидений не признак здоровья и покоя, а беда. Но беда тайная, не заметная даже для себя.
Физиологи точно установили, что любой человек видит сны каждую ночь. Даже видит по- несколько сновидений. Это становится видно, если у спящего человека измерить биотоки мозга. Другое дело, что о большинстве из снов мы, проснувшись, забываем напрочь. А в чем причина забывчивости с точки зрения психоанализа? Только в одном: забывается то, о чем не хочется вспоминать. То есть человек, подобно беспечному царю, отмахивается от гонцов, приносящих плохие вести. В течении дневной жизни у него накапливаются подавляемые страхи, скрытые тревоги, подсознательные подозрения, а когда во сне подсознание пытается своими притчами рассказать о его истинных
проблемах, он предпочитает об этом просто забыть, чтобы не расстраивать ход своей налаженной жизни. Поэтому если вы видите, что в вашей духовной жизни наступил некоторый застой и неопределенность, если чувствуете неудовлетворенность, а сны вам при этом не снятся, то первое, с чего стоит начать изменение - начать видеть сны. Звучит фантастично, не правда ли? И тем не менее, это вполне реально.
Как научиться видеть сны? Поскольку видим мы их каждую ночь, просто не можем потом вспомнить, то вопрос сводится к тому, чтобы научиться сны запоминать. Отведите на это некоторое время утром, заведите себе специальную тетрадь для записи сновидений и, проснувшись, садитесь к этой тетради и старайтесь вспомнить, что вам снилось. Первые несколько дней, а то и недель результат может быть нулевым, но затем вы начнете вспоминать все чаще и все более подробно. С вечера тоже есть смысл сказать себе примерно такие слова: "Сейчас я усну, и увижу длинный красивый сон. Проснувшись я его вспомню и запишу."
Вот фрагменты из записей, полученных таким образом:
"Мне надо пройти в институт. Я там бывал во сне прежде и мне тогда объяснили, что перенесен вход. Сейчас вход опять перенесен, его вообще все время переносят. Вахтер показывает мне лестницу, по которой надо подняться. Она вертикальная, вся из металла. Во мне просыпается страх. Вначале стыд
перед вахтером за то, что я не могу воспользоваться обычным для всех путем придает мне храбрости и мне удается подняться на несколько ступенек. Но затем паника охватывает меня, и я спускаюсь, судорожно цепляясь за это сооружение."
"В поезде едем непонятно куда. Со мной несколько приятелей и Л. с подружками. Я беспокоюсь что мы заедем не туда. Л. ведет себя уверенно, возможно из-за того, что доверяет мне. Она все время куда-то исчезает, и это тоже вызывает беспокойство.
Затем я в высотном здании, пытаюсь добраться до лифта. Когда я делаю шаг, пол накреняется почти вертикально, я соскальзываю и мне приходится ползти, цепляясь за косяки. Добравшись до лифта я вижу, что дверь лифта имеет размер всего с крохотное окошко, туда и голову трудно просунуть. Надо
подниматься этажом выше."
В этих снах из ночи в ночь повторяется мотив потери опоры, который предстает то в виде накреняющегося пола, то в виде скользкой лестницы, то как обрушивающееся перекрытие в здании. Другая постоянная тема в снах этого человека, это лабиринт. Ночь за ночью он безуспешно пытается найти выход то из запутанного здания, то в постоянно заезжающих не туда поездах, то в лабиринте бюрократических кабинетов. Можно однозначно говорить о том, что этот сновидец чувствует себя заблудившимся в этой жизни, стремится и не может найти выхода, и при этом испытывает недостаток уверенности в себе, ему не на что опереться.
Вспоминать и записывать сны занятие отчасти неприятное, поскольку тяжело узнавать о себе вещи, подобные приведенным выше. Но есть в этом и положительные моменты. Интересно обнаружить в себе способность к созданию столь замысловатых сюжетов, а то и целых миров.
Многие люди видят сны разнообразного содержания, но происходящие в одной и той же местности. Впрочем не старайтесь нанести эту страну грез на карту - без искажений это не удастся, поскольку геометрия мира снов не имеет ничего общего ни с Евклидом ни с Лобачевским. Вообще не старайтесь придать записи своих снов логичность дневного мира. Сны подчиняются совсем другой логике, и ни одна вещь, явившись вам во сне, не бывает только самой собой. Так же и люди, которые снятся, всегда несут на себе некоторые черты других людей. Даже время во сне течет настолько иначе, что о понятии времени часто и говорить бессмысленно. Вспомните, хотя бы, бесконечные погони, в которых не только сам не можешь сдвинуться с места, но и преследователь твой, хотя и
приближается, но совсем не становится ближе. Возвращаясь к управлению сновидениями, надо сказать, что научиться видеть сны это лишь первый и притом самый простой шаг. Для того, чтобы
продвинуться дальше существуют самые разнообразные техники. Например Карлос Кастанеда описывает систему управления сновидениями, первое упражнение в которой состоит в том, чтобы во сне поднести к лицу собственную руку и начать ее рассматривать. Полное овладение этим упражнением может потребовать нескольких лет. Дальнейшие же шаги приводят к тому, что человек
начинает жить как бы две жизни: одну днем, наяву, а другую - во сне. Это, конечно, рискованная техника, и заинтересует она не каждого. А вот другой прием, к которому можно относиться и как к забаве, но который, тем не менее, может снабдить вас полезной информацией. Если перед вами стоит
некоторый вопрос, на который вы не можете найти ответа, и если вы располагаете достаточным временем, то следует поступить следующим образом. Сформулируйте свой вопрос четко и ясно, например: "Какой работой мне стоит заняться?" или "Кто тот мужчина, который мне нужен?". За 30 дней (в крайнем случае, за 12) до той ночи, когда вы рассчитываете получить во сне ответ на свой вопрос, каждый вечер говорите себе: "Через 30 дней я увижу во сне, какой работой мне стоит заняться". На другой вечер: "Через 29 дней я увижу..." и так далее. Поверьте, вещий сон не заставит себя ждать.

Мудрость страны грез.

Каждый вечер мы включаем свои телевизоры для того, чтобы погрузиться в мир сладких грез, а любители более острых ощущений выбирают тщательно срежессированные кошмары на всевозможных улицах или простой, как правда, мир боевиков, где герои лишены сомнений, а успех определяет только сила воли и чистота помыслов. И нам представляется совершенно естественным, что для создания этих грез требуются усилия тысяч талантливых людей. Но каждую ночь мы погружаемся в мир грез совершенно без каких бы то ни было усилий со своей стороны и без какой-либо помощи окружающих. Мы погружаемся в волшебный мир сновидений.
Когда-то этот мир был людям так же хорошо знаком, как и мир материальный, и при этом был таким же чудом, как и те простые чудеса, которые окружали человека на каждом шагу. Любой пастух мог без труда истолковать значение своих снов, а если и возникали затруднения, то всегда можно было обратиться к специалисту. Специалисты же по толкованию сновидений были в большом почете, о чем свидетельствует, например, библейская история Иосифа. Но потом пришло более рациональное время, и мы, люди, привыкшие рассуждать логически, предпочли отмахнуться от мира волшебных грез, считая его ничего не значащим вздором. Впрочем, далеко не все. Недавно мы получили от одного из читателей письмо с такими вот вопросами:
Меня интересуют Ваша работа в области сновидения. У меня возникло несколько вопросов: Есть ли возможность проводить тестирование психики индивидуума связывая её с видениями во сне?
Возможно ли целенаправленно изменять картины сна?
Как влияет яркость картин сновидения на повседневные человеческие взгляды?
Заранее благодарен.
С уважением Геннадий Иванов
Интересные вопросы заслуживают интересных ответов, но все же поставим вопрос несколько иначе, а именно: какая может быть польза от сновидений? Самый яркий пример, это сны- предупреждения. Вот один описанный в литературе случай. Два компаньона договорились об основании совместного предприятия. Вскоре после этого одному из них приснилось, что второй его
обкрадывает. Он, однако, не придал значения этому сну, решив, что таким образом проявляются его необоснованные подозрения. Но спустя год сон осуществился почти буквально - компаньон действительно оказался вором. На уровне подсознания человек часто оказывается мудрее, наблюдательнее чем на сознательном, логическом уровне. На наши чувства, решения и поступки
влияет общественное мнение, воспитание, представления о том, какими должны или не должны быть те или иные вещи. Но подсознание фиксирует все детали с непосредственностью дикаря или ребенка. Мы подавляем в себе это природное существо и оно может сообщить о себе только неясными тревогами и предчувствиями. Это днем. А ночью мозг, освобожденный от необходимости
управлять телом ради его насущных нужд, начинает создавать собственные мифы, сказки и притчи, в которых и проявляются его тайные дневные наблюдения.
Можно было бы черпать из сновидений множество ценных указаний, если бы язык снов не был так темен для бодрствующего сознания. Известна история химика, который работал над изучением бензола и пытался построить структурную формулу нового вещества. Сейчас известно, что шесть атомов углерода в этой молекуле соединены в кольцо, которое нынешние химики на своем жаргоне
называют "гайка". Тогда же ученый смог решить эту задачу благодаря сновидению, в котором ему привиделся хоровод из танцующих обезьян. Согласитесь, для того, чтобы понять такую подсказку, надо обладать достаточно изощренным умом.
Врачи отмечают, что сновидения могут свидетельствовать и о скрытой болезни. Это сны, сопровождающиеся неприятными ощущениями, болью или картинами, показывающими соответствующие части тела в искаженном, изуродованном виде. Конечно, не стоит бежать к врачу каждый раз, когда снится что-то подобное, но если один и тот же сон повторяется несколько раз или подтверждает опасения, возникавшие у вас раньше - не поленитесь провериться. Но, конечно, главное, чем могут быть полезны сновидения, это информация о скрытых желаниях и тревогах. Все хотят знать, как исполнить свои желания, но лишь не многие задумываются о том, откуда эти желания берутся. И уж совсем редко попадаются натуры, дошедшие на своем пути самосовершенствования до того, чтобы попытаться свои желания изменить. Между тем очень часто желания, которые мы сами считаем недостойными или неправильными вытесняются настолько, что вспомнить о них без помощи
психоаналитика или гипнотизера невозможно. Их место занимают желания, внушенные со стороны общества, которые мы считаем своими, либо искаженное, замещающее отражение истинных желаний, вытесненных в подсознание. То же самое относится и к страху и к тревогам. Если внимательно присмотреться к своим сновидениям, то в них можно увидеть истинные проблемы своей личности. Правда, это зрелище не вполне приятное и довольно-таки болезненное, но тот, кто наберется мужества раскрыть на них глаза, вплотную приблизится к тому, чтобы стать счастливее.
Не пренебрегайте своими снами, и вы узнаете, чего вы на самом деле хотите, что вас на самом деле тревожит, а может быть и получите ночной совет касающийся ваших дневных дел. Правда, остается вопрос, как быть тем, кто спит без снов. Но для них у нас найдется несколько рецептов в следующий раз, когда мы поговорим о различных способах управления сновидениями.

РОДОСЛОВНАЯ БЕДЫ.

Когда к психологу приходит посетитель, он приносит конкретную проблему. Или в семье что-то не клеится, или на работе отношения требуют слишком много сил, или от партнера не удается добиться желаемого. И работать приходится именно с этими конкретными проблемами, и, как правило, удается достичь некоторого результата. Но если есть достаточно времени и желания для того, чтобы добиться более глубокого и устойчивого эффекта, то приходится копать глубже, и при этом выясняется, что у конкретных явлений есть скрытые причины, а у тех причин - свои причины. Например, муж жалуется на алкоголизм своей жены. Несомненно, серьезная ситуация. Можно дать много полезных рекомендаций по поведению в ней и по ее исправлению. Но в ходе бесед выясняется, что он женат второй раз, и прежняя его супруга тоже была невоздержанна по части выпивки. Он сам воспринимает это, как роковое совпадение, но стороннему наблюдателю не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы
понять - дело в нем самом. Просто его привлекают именно такие женщины. Можно двинуться дальше, и постепенно выяснить, что эти пристрастия определись некоторыми эпизодами во время его первых сексуальных опытов, закрепивших стереотип. Эти эпизоды были, в свою очередь, результатом сложившихся в детстве представлений о взаимоотношениях полов. И так далее.
Спускаясь таким образом с этажа на этаж, от причины к причине, мы получаем доступ ко все более мощным рычагам, управляющим все более общими и глубокими процессами. В самом фундаменте этого здания неблагополучия лежат такие глобальные основы и представления, что впору обращаться не к психологии а к философии.
Потому сегодня я обращусь не к основам основ, а к средней части этого здания, к проблеме достаточно конкретной, чтобы о ней можно было поговорить, но все же слишком глубокой, чтобы для борьбы с ней можно было предложить простой и формальный рецепт. Я говорю о психологии потребления. Сами слова "общество потребления", столь популярные в прессе прежде, теперь
совсем забыты, между тем мы постепенно становимся именно таким обществом. Все меньше становится самодельщиков, домашних умельцев, всяческих энтузиастов, готовых трудиться ради процесса. На наше неподготовленное сознание обрушилась лавина рекламы, использующей самые изощренные приемы внушения, и вся она расписывает прелести всяческого потребления с такой
страстью, с какой, наверное, ни один проповедник не расписывал райские кущи. Для многих, особенно молодых, людей потребление становится целью жизни. Юноша, вступающий в мир, видит жизнь перед собой в виде сверкающей дороги, начинающейся пачкой жвачки, а кончающейся мерседесом, яхтой, особняком на побережье.
Сильная страсть порождает энергичные действия, и общество действительно стало активнее, причем, в отличие от активности в комсомольском стиле, здесь действия направлены на конкретный результат. Но результат этот сам по себе лежит вне морали, потому без должных ограничений и действия получаются не всегда общественно-полезными. Но это не самая большая беда.
Беда в том, что жажда потребления неутолима. Человек, создавший нечто, еще долго может с удовлетворением вспоминать удачную работу. Человек, нечто употребивший, переживает короткий период радости, после чего вновь ощущает беспокойство, "зуд покупателя", из-за отсутствия очередной новинки. Это чем-то напоминает наркомана, вынужденного непрерывно увеличивать дозу.
Ориентация на потребление, в отличие от здоровой ориентации на созидание, лежит в основе многих психологических проблем. Надстройки над этим "этажом" могут быть самые разные. "Потребитель" не чувствует себя ценным сам по себе, он нуждается в постоянном подтверждении своих достоинств в виде окружающей его собственности - костюм, автомобиль, мебель, платье, аппаратура - все это доказывает его достоинства. Но у кого-то всегда есть вещи лучше. Вещей всегда можно лишиться. Потеря работы, уменьшение дохода становится катастрофой - это все равно, что отрезать часть своей плоти. Тот же, кто нуждается в непрерывно подтверждении своей ценности оказывается легко уязвимым и для манипуляции и для "внутренних врагов". "Творец" гораздо спокойнее переживает даже уничтожение своих созданий, поскольку способность к созиданию, творческий потенциал личности всегда остается при нем. (Именно в такой ситуации Кола Брюньен рассказал грубоватый анекдот о полководце, у которого враги захватили детей и грозились их убить, если тот не сдаст крепость. "Ничего, - ответил герой, - у меня при себе орудие, чтобы наделать новых").
Не менее серьезно проявление потребительской ориентации в том, что "потребитель" начинает относиться как к товару и к людям. Его собака, его жена, его дети - такая же часть хозяйства, как телевизор или кухонный комбайн. Разве что процедура приобретения несколько иная. Разумеется, в
такой семье трудно ожидать нормальных отношений. "Потребитель" всегда одинок, хотя и выглядит обычно вполне благополучно. Можно видеть, что мания потребления явление довольно глубокое. Я упомянул о негативных психологических феноменах, которые она может вызвать. Сами эти феномены тоже остаются скрытыми, и вызывают "третье поколение" уже внешних проявлений.
Не советую искать проявления потребительства в окружающих, во всяком случае говорить об этом вслух - кроме скандала ничего не получится. А вот критически присмотреться к себе стоит.

o Все мы должны работать ради заработка и поддерживать быт, чтобы работать. Присмотритесь к себе: что для вас важнее? Вы работаете, чтобы потреблять или потребляете, чтобы работать? Или обе
половинки этого круга для вас одинаково важны?
o В какой степени вы подвержены "синдрому новинки" или "синдрому последней модели"? Раздражает ли вас еще работающий бытовой прибор, только потому, что появилась более развитая версия?
o Произведения современных технологий действительно вызывают восхищение. Но не заслоняет ли этот восторг здравого смысла? Не является ли для вас очередная покупка прежде всего игрушкой?
Действительно ли вам нужны эти функции, или вам просто нравится "как оно это делает"?
o Вы приходите домой, и включаете музыкальный центр. Что вы слушаете - музыкальный центр или музыку? Что для вас важнее - музыка, созданная талантливыми людьми или совершенная машина, ее воспроизводящая?

По этим вопросам не надо подсчитывать никаких баллов. Просто задумайтесь о своем отношении к миру. В Библии сказано, что человек создан Богом по его образу и подобию. Некоторые богословы считают что подобие это как раз и состоит в способности человека быть Творцом