Azerilove.net - http://www.azerilove.net
Статьи по психологии
http://www.azerilove.net/articles/77/1/%D1%F2%E0%F2%FC%E8-%EF%EE-%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%E8
Love @
 
@ Love @
Опубликован в 01/3/2005
 
Всякое изменение начинается с желания. Чтобы к чему-то стремиться, надо начала этого захотеть. Наибольшего успеха добиваются люди, одержимые сильными желаниями, часто патологическими страстями

Статьи по психологии

1. Вижу цель... Цель поражена!
2. Не дай себя обжулить!
3. Жить, следуя системе
4. Те ли зрители?
5. Не верь глазам своим
6. Опасные игры

Вижу цель... Цель поражена!

Ставил перед собой такие большие цели, что трудно было промахнуться.

Всякое изменение начинается с желания. Чтобы к чему-то стремиться, надо начала этого захотеть. Наибольшего успеха добиваются люди, одержимые сильными желаниями, часто патологическими страстями. Что, как не страсть, давало возможность великим мира сего проводить за рабочим столом по 12(14) часов, оставляя на слон и еду лишь необходимый минимум. Однако эти люди редко бывают счастливы, да и сама по себе страсть еще не является гарантией успеха.

Желание животного инстинктивно и не оформлено. Если вы хотите поставить на службу своим желаниям всю мощь человеческого интеллекта, то придется действовать осознано и методично. Методическое же и осознанное изменение требует формализованного и осознанного желания, а формализация и осознание желания - это постановка цели.
Цель - чрезвычайно мощный и эффективный инструмент в работе над собой.
Грамотно поставленная цель выполняет сразу три функции:
Во-первых, она помогает правильно направлять усилия. До тех пор, пока вы не поставили себе цель более-менее формально всегда есть риск попасть под влияние потока обстоятельств, оказаться листком на ветру, делать не то, что нужно тебе, а то, чего просят другие, или то, что сейчас делать удобнее и приятнее, или ничего не делать. Цель же является первым шагом к планированию и структурированию жизни.
Во-вторых, она позволяет оценивать успешность действий. Зная, к чему мы стремимся, представляя ту точку в пространстве возможных ситуаций, которой надо оказаться, можно при каждом шаге оценить, насколько мы к ней приближаемся.
В-третьих, достижение цели приносит позитивные эмоции, которые служат положительным подкреплением, закрепляющим конструктивную модель поведения. Поставив цель и достигнув ее, вы испытываете радость, которая поможет вам повторить этот цикл: снова поставить цель, снова достигнуть ее и снова испытать радость. Раскручивая в своем характере это колесо можно превратить себя в машину успеха, которую будет уже не остановить.
Цели можно использовать для увеличения эффективности и работе, и в личной жизни и в любых других областях, где вы хотите добиться положительных сдвигов. Однако, постановка правильной
цели дело не такое уж простое, как может показаться. Для того, чтобы вы могли однозначно понять, достигнута цель или нет, она должна быть достаточно четкой. Например, если вы зададитесь целью повысить свой профессиональный уровень в полтора раза, то вряд ли вам удастся объективно
проконтролировать этот рубеж. Если же вы поставите задачу "стать бригадиром" (или старшим менеджером), то такая цель тоже может принести больше вреда, нежели пользы, поскольку ее достижение зависит не только от вас. Это лотерея. Вы можете сделать все наилучшим образом, но старшим менеджером вас так и не назначат.
Так что в этом случае правильно поставленной будет, например, такой вариант: "Научиться варить потолочные швы", "Изучить всю номенклатуру
товара" или "Научиться оформлять накладные на компьютере". И не забудьте о сроках, чтобы не дать лентяю в себе возможности постепенно свести все предприятие на нет.

Таким образом:

o Цель должна быть конкретной. И, что не менее важно:
o Достижение цели должно зависеть только от вас.

Если вы поставите перед собой задачу невыполнимую, или такую, на выполнение которой шансы не велики, то вы имеете слишком много шансов получить отрицательное подкрепление, и закрепить в своем подсознании модель поведения, направленную на неуспех. Однако слишком простая цель тоже не хороша. Ее достижение не принесет удовольствия, чувства преодоления. Так что сложность цели должна быть оптимальной. В случае же, если вас все же постигла неудача, извлеките положительные уроки и из нее: проанализируйте, что было не так? Вы прилагали недостаточно усилий? Или шли неверным путем? Или поставленная задача оказалась сложнее, чем это представлялось вначале? В любом случае, сейчас вы знаете и умеете больше, чем раньше.

Поэтому помните, что:

o Сложность цели должна быть оптимальной - значительной, но выполнимой. Но при этом:
o Извлекайте положительные уроки и из отрицательного результата. Не останавливайтесь!

А теперь подумаем о временных масштабах. Помните, как Ходжа Насреддин обещал эмиру научить ишака говорить за 30 лет? Он резонно рассудил, что за 30 лет кто-нибудь точно умрет - либо эмир, либо ишак, либо сам Ходжа. Так и цель слишком удаленная по времени мало поможет в организации жизни. С другой стороны за один день, или неделю вряд ли успеешь много. Как же быть?
Простой выход состоит в том, чтобы структурировать цели, примерно по такой схеме:

1. Цель- мечта. Ориентация на десятилетия, а то и на всю жизнь. Например: "Я хочу стать человеком, обладающим всеми полезными в жизни знаниями и умениями". Эту цель трудно поставить четко. Когда пройдет это время изменитесь и вы и мир. Но все же ее полезно иметь на горизонте.
2. Долговременная цель. "Выучить английский до разговорного уровня - 3 года", "Научиться водить автомобиль - 1 год" и так далее. Этот уровень более конкретен, но и здесь есть некоторая неопределенность, поскольку мы вынуждены планировать действия, о которых знаем еще слишком мало.
3. Промежуточная цель. Это не то, что вам нужно непосредственно, но как раз этот уровень планирования позволяет оценивать успешность продвижения к более крупным целям. Например: "Выучить правила дорожного движения - 1 месяц".
4. Краткосрочная цель. То, что надо делать прямо сейчас. Эти задачи можно записывать в еженедельник. Например: "Выучить 5 карточек". Краткосрочные цели помогают планировать день, неделю и превращают не слишком интересное занятие в игру, в соревнование с самим собой.

Близки цели, суммируясь, образуют более дальние и крупные. Достигнув одного рубежа, вы уже знаете, каким будет следующий. Но время от времени их все надо пересматривать - ведь вы, что-то узнали, стали мудрее, изменились.

Так что, при постановке целей придерживайтесь еще двух правил:

o Структурируйте цели.
o Пересматривайте долгосрочные цели по мере приближения к ним.

Конечно, поставить цель, это еще не значит ее достигнуть. Но о том, как двигаться к поставленной цели, мы поговорим позже. А начинать все равно надо именно с выбора цели.

Не дай себя обжулить!

Эту, вынесенную в заголовок, фразу произносит в одном фантастическом романе бортовой компьютер автомобиля, прощаясь с хозяином. Причем повторяет ее до тех пор, пока хозяин не ответит: "Ладно, не дам!". Стоит ли говорить, что роман написан американцем? В этой предприимчивой стране основы искусства охмурения ближнего своего были заложены пионерами дикого запада, развиты
благородным жуликом Джефом Питерсом, и продолжают бурно развиваться до сих пор. Взломщик, открывая замок, использует люфты - неточности его конструкции. Жулик, добиваясь своей цели, использует присущие нам всем душевные слабости. Их же используют и специалисты по рекламе.

Сегодня я хочу поговорить именно о рекламе, и всего лишь об одном из ее видов, который наши отечественные рекламщики любят почему-то именовать по английски "direct mail", что означает прямое обращение по почте. Правда у нас этим словом называют те листовки, которые, подобно осенним листьям, без счета сыпятся в наши почтовые ящики. На самом деле прямая почтовая реклама, это индивидуальное письмо непосредственно обращенное к конкретному человеку. Как это делается? Представим, например, такую ситуацию. Допустим, вы купили в мебельном салоне одежный шкаф. А спустя насколько месяцев получаете от этого салона письмо такого, примерно, содержания: "Уважаемый Иван Иванович Иванов! Два месяца назад вы посетили наш магазин и оказали нам честь, выбрав для себя одежный шкаф..." далее могут следовать поздравления с
праздником, реклама нового товара или сообщение о проводимом фирмой конкурсе. Такие письма, отпечатанные на красивой бумаге, и запечатанные в дорогие конверты, производят неизгладимое впечатление. Создается полная иллюзия того, что в фирме действительно знают и помнят вас лично. Но на самом деле это не совсем так. О вашем имени и покупке помнит компьютер, в котором фирма хранит свою базу данных. Текст письма универсальный, компьютер сам подставляет в него индивидуальные данные, а человек прикасался к этому письму только для того, чтобы положить его в конверт.
Лет пять назад на западе, когда, благодаря развитию компьютеров, прямая почтовая реклама переживала бум, появился очень своеобразный бизнес. Различные фирмы, получившие в свое распоряжение более-менее обширные списки потенциальных клиентов начали их продавать тем, кто использовал их для прямой рекламы. Например, из базы данных телефонной кампании можно выделить потенциальных клиентов используя сведения о поле и возрасте, а большие суммы, потраченные на межгород, косвенно свидетельствуют о высоком уровне доходов. К тому же в договоре с телефонной компанией никому не приходило в голову оговаривать, что анкетные данные клиентов не должны разглашаться. Но это все на западе, а нам-то до этого какое дело? Зачем я все это рассказываю?
Вчера я извлек из почтового ящика фирменный конверт с прозрачным окошком, а в конверте лежало письмо адресованное лично мне. Издательство некоего журнала сообщало мне, что я прошел первый тур конкурса с приличным призовым фондом. И как-то уже не поднялась рука выбросить его, вместе с прочими рекламными листовками.
Впрочем, стоит рассмотреть письмо повнимательнее и немного над ним поразмышлять. Отпечатано оно на лазерном принтере, из тех что способен за час выплюнуть несколько тысяч листов. Подпись внизу нанесена типографским способом, так же, как и шапка фирменного бланка. В самом низу листка мелким шрифтом напечатано пятизначное число - очевидно, номер письма. Стало быть, разослано таких писем было не меньше 20 тысяч, а скорее тысяч 50(100). Если поделить призовой фонд на общее количество участников, то получается, что на каждого приходится несколько тысяч рублей. Так что игра явно никаких свеч не стоит. Что еще можно сказать? Если бы у журнала были подписчики, то он проводил бы конкурсы среди них. Значит он только начинает свою деятельность в наших краях. Вопрос же о том, где предприимчивые издатели
взяли мои имя и адрес остался открытым. То ли на телефонном узле, то ли в поликлинике, то ли в военкомате... Мало ли где приходилось заполнять анкеты за свою жизнь. Едва ли мы когда-нибудь узнаем и то, каким были получены эти списки. Куплены? Украдены? Хотя едва ли существует закон, запрещающий передачу этих данных - это же не государственная тайна! Ну и что делать с письмом теперь, когда мы немного поиграли в Шерлока Холмса и доказали свои дедуктивные способности? Увы, все равно, остается только одно - выбросить его в корзину, вместе с рекламными листовками. Не ждать же, в конце концов бесплатного сыра - мы уже слишком хорошо знаем, где он бывает! Так что и вы не пугайтесь, неожиданно обнаружив в своем почтовом ящике адресованное лично вам письмо от известной или не очень известной фирмы. Относиться к нему надо так же, как и ко всякой другой рекламе - критично и конструктивно. Или просто выбросить в корзину. Вам это сделать будет проще, чем тем, кто не видел этой заметки и не знает, что реклама "direct mail" уже начала свое наступление на Москву.

Жить, следуя системе

Когда разрешено было печатать не то, что утверждено свыше, а то, что хорошо продается, эта книга одной из первых появилась на книжных развалах, хотя те, кто искал, могли найти ксерокопии с журнального варианта еще в 70-х. Но когда первую волну книг смела вторая, ориентированная не на вкус издателей, а на реальный читательский спрос, эта книга по-прежнему хорошо продавалась.
Она до сих пор лежит на развалах, часто занимая почетные места - обложкой к публике. И это не боевик и не любовный роман и даже не руководство по работе на компьютере. Это три методические книги Дейла Карнеги, прежде всего "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей".
Он написал первое в своем роде практическое руководство по общению с людьми. В предисловии он говорит от том, он сам и его команда безуспешно пытались найти подобное руководство, прежде, чем взяться за составление собственной книги. Впервые книга увидела свет в 1936 году. И с тех пор она
непрерывно переиздается.
Более того. Подобные руководства для каждого на каждый день продолжают создаваться и совершенствоваться. Но сколько не приходилось мне читать таких материалов нашего времени, практически никому даже сейчас (спустя 60 лет!) не удается избежать пересказа хотя бы некоторых принципов Дейла Карнеги. И очень мало появилось с тех пор существенно новых идей в этой
области.
Я не собираюсь здесь пересказывать принципы системы Карнеги - во-первых они
достаточно известны, а во-вторых, несмотря на их простоту и компактность, журнальной полосы на это все-таки маловато. Я хотел бы взглянуть на проблему с несколько необычной стороны, и поговорить о том, что дают нам подобные практические системы, организующие жизнь, и система Карнеги в частности.
Среди ученых, особенно в прикладной науке, бытует распространенное мнение, что плохая теория (в любой области) лучше, чем никакой теории. Нечто подобное происходит и с системами. Жизнь наших предков, еще сто лет назад, была строго регламентирована, от рождения до смерти. У каждого сословия были негласные нормы, начиная от выбора спутника жизни и кончая представлениями о том, что следует есть и какой головной убор носить. Купец не мог надеть на голову фуражку инженера, а для рабочего выйти на улицу в шляпе было бы все равно, что в феске или в чалме. Лицо брили только актеры.
Теперь же время сорвалось с пазов и пустилось вскачь. Моды не успевают
сменять друг друга. В толпе мешаются бритые головы с длинноволосыми, а в соседних ларьках продают бублики, шаурму, хот-доги и круасаны. В результате большинство из нас живет как попало - как попало питаются, как попало общаются, как попало одеваются. И результат получается соответствующий, то есть какой попало. Поэтому и возникает этот замечательный феномен
благотворного действия системы. Стоит человеку стать вегетарианцем или культуристом, начать жить по Брэгу или по Иванову, как он очень быстро начинает чувствовать благотворные сдвиги. И как-то не получается сравнивать эти результаты с теми, которые дал бы обыкновенный здравый смысл и внимание к себе.
Впрочем, о внимании к себе стоит поговорить особо. Даже посмеиваясь на этим, мы все же привыкли чувствовать себя винтиками великой машины. Обращать внимание на свои проблемы, или, не дай бог, удовольствия считалось почти неприлично. Кроме разве что здоровья, но и то сугубо утилитарно, поскольку здоровье каждого - достояние всех. Стоит ли удивляться тому, что
человек, обративший на себя внимание и начавший о себе заботиться сразу чувствует себя лучше, вне зависимости от оттого йога это или православие, аутогенная тренировка или система Карнеги.
А система Карнеги таит в себе еще один замечательный фокус. Вглядимся в нее повнимательнее. В эти шесть, двенадцать и девять правил. Часть из них вы уже давно применяете бессознательно и естественно, в силу характера и воспитания. Часть не сможете применить никогда, в силу того же. Оставшиеся можете освоить, но окупятся ли при этом затраты? Нужно следить за собой, вести дневник, обсуждать успехи с компаньонами... К тому же, чтобы все это было искренне, неплохо бы перестроиться и внутренне, то есть заняться той же йогой или аутотренингом. Но при всем при этом, обратившись к этой системе, действительно сразу чувствуешь, что все деловое или просто
неприятное общение пошло легче, и настроение при неудачах портится гораздо меньше.
В чем же дело? А дело в том, что неприятную процедуру общения система превращает в увлекательную игру. Вы перестаете воспринимать процесс, как касающийся вас лично. Вместо того, чтобы фиксироваться на негативных эмоциях, начинаешь думать о том какой прием и каким образом надо применить сейчас или после. В голове включается счетчик очков, как на электронной
игре, а свой компьютер никогда не насчитает очки в чужую пользу.
Не в этом ли секрет всех систем и сводов заповедей? Превратить скучное, а часто и неприятное занятие в забавную увлекательную игру. Какие цвета нужно носить в этот лунный день? Что можно есть в этот день недели? Что надо
сказать в этой ситуации? Выполнивший получает за каждое правило по одному очку. А система получает нового приверженца. А если эта игра надоест, всегда можно бросить ее и начать другую. Благо наше время так богато наставниками и пророками. Но до тех пор, пока их наставления безобидны, почему бы не сказать им спасибо за то, что они наполняют нашу повседневную жизнь часто столь неожиданным содержанием.

Те ли зрители?

Почему это происходит? Почему каждый день миллионы людей включают свои телевизоры, давая жизнь этой вселенной, которая помещается на площади меньшей, чем четверть квадратного метра, но при этом обладает большим влиянием, чем парламенты и правительства? Вы уже догадались, что
однозначный ответа на этот вопрос вряд ли возможен. Но зато он дает блестящую возможность выделить основные категории в нашей самой, наверное, массовой общности. Потому что разные люди, включая "ящик" стремятся к совершенно разному, и совершенно разное получают. Итак, какие бывают телезрители?
1. Эстет. Это любитель высокого искусства. Прошли те времена, когда Феллини-Бергмана-Тарковского можно было увидеть только на фестивалях да в нескольких специальных кинотеатрах. Теперь в программе каждой недели попадается один-два фильма, мимо которых настоящий ценитель просто не может пройти. И хотя наш эстет предпочитает смотреть шедевры на большом экране, в
обществе себе подобных экзотических цветков, пропустить настоящую жемчужину по телевизору он просто не может. Поэтому, получив новый номер ТВ-Парка, он просматривает его с маркером в руках и выискивает перлы кинематографа. К просмотру он готовится серьезно и основательно, настраивает себя духовно, иногда даже читает что-нибудь из критики или первоисточников. После просмотра долго анализирует свои переживания и обсуждает шедевр с немногими достойными друзьями.
2. Фанат. Знает все: фамилии актеров, режиссеров и ведущих, кто носит парик, кто чем болеет, у кого от кого дети, у кого от кого муж. Его (ее) привлекают не столько фильмы или передачи, сколько Телевидение или Кинематограф с большой буквы, как явление культуры и общества. Он очарован
настолько, что собственная жизнь представляется состоящей в основном их досадных помех. В тайне мечтает стать звездой экрана. Часто в конце концов действительно становится специалистом и имеет шансы стать киноведом, обозревателем или рекламным агентом. Если же это не удается - готов удовольствоваться и более скромной ролью, чтобы подобно старому билетеру из "Последнего киногероя" сказать: "Все-таки я работаю в шоу-бизнесе!"
3. Интеллектуал. О телевидении говорит презрительно и высокомерно, любит вскользь напомнить о том, что он телевизор не смотрит вообще. Однако, мы смело относим его к одной из категорий телезрителей, поскольку его отрицание массовой культуры далеко не абсолютно.
Во-первых, он часто пытается использовать телевизор, как источник полезной информации, и потому делает исключение для учебных передач или выискивает в новостях сведения, которые почему-то считает полезными. Что именно его заинтересует, предсказать невозможно, поскольку руководствуется он своей собственной, совершенно иррациональной системой. Кроме того он любит
смотреть на своих собратьев-интеллектуалов в разнообразных конкурсах на эрудицию и сообразительность. При этом, разумеется, он стремится дать правильный ответ раньше игрока на экране, и, доказывая себе свое превосходство. Телевизор, вообще идеальный объект для демонстрации своего превосходства - он же не может возразить.
Во-вторых же интеллектуал иногда, совершенно неожиданно, оказывается бессилен перед каким-нибудь сентиментальным сериалом или глупой комедией. Тогда ему остается только придумать оправдание своему интересу, но при его уровне интеллекта и эрудиции это не проблема. Обычно он объясняет, что несмотря на очевидную глупость этого жанра, ему удается почерпнуть из него
весьма полезные сведения, например об обычаях или характере той или иной страны.
4. Бизнесмен. Социальный анализ показал, что человек всецело посвятивший себя деловому успеху смотрит телевизор довольно мало, и, при этом выбирает только новости и спорт. Новости позволяют быть в курсе событий и вооружиться информацией на случай общения с сильными мира сего. Спортивные же передачи поддерживают дух конкуренции, "спортивную злость" и позволяют
выпустить сдерживаемую агрессию. Стоит ли говорить, что он будет смотреть все, что смотрит его босс или важный деловой партнер.
5. Обыватель. Смотрит все подряд. Включает телевизор, входя в дом, и, с невероятным усилием, выключает его перед сном. На содержание передач особого внимания не обращает, фон нужен ему для того, чтобы отключиться от собственных мрачных мыслей (либо от их отсутствия). Почти всегда не сосредотачивается на том, что ему говорят и показывают, и потому становится особенно легкой добычей для подсознательного внушения со стороны рекламщиков и агитаторов. Телепередачи вызывают в нем лишь раздражение, как впрочем и многие другие явления жизни. Поэтому обращает он внимание лишь на то, что вызывает особенную неприязнь - например сильно надоевший рекламный клип. Если он и выскажет свое мнение, то это будет брюзжание. Не способен воспринять сложную сюжетную линию или какое-нибудь протяженное по времени построение сюжета, поскольку внимание его постоянно соскальзывает, отключается. Особенно восприимчив к чернухе, плохим новостям, мрачным предсказаниям.
Уловив в потоке информации какую-нибудь мысль любит с ней поспорить, вовсю пользуясь безответностью телевизора. Со временем телезритель-обыватель
настолько привыкает к общению с "ящиком", что переносит эту манеру коммуникации и на людей. Когда встречаются два таких человека, они очень мило беседуют, не слыша друг друга. Похожего эффекта можно добиться, поставив напротив друг друга два работающих телевизора.
6. Технарь. Его интересуют прежде всего возможности аппаратуры. Такой человек, слушая музыку, интересуется прежде всего частоткой, мощностью и динамическим диапазоном (не говоря уже о соотношении сигнал/шум). К сожалению, телевидение тут может предложить не очень много - то ли дело стерео или видео! Но все же именно для таких людей создано широкоформатное телевидение, телевидение высокого разрешения, полиэкран и много другое, вплоть до телевизора-подхалима, который готов поворачивать экран за хозяином. В передачах его интересуют достижения компьютерной графики и прочие подобные чудеса. Как ни странно, новые изобретения не вызывают в нем восторга, потому, что он гневно отвергает все, что можно заподозрить в кустарщине и самодельшине. Ему нужны не шедевры мысли, а шедевры технологии.
7. Пикейный жилет. Категория "пикейных жилетов" блестяще описана Ильфом и Петровым в их бессмертном романе. Но в те времена они вынуждены были общаться между собой и довольствоваться газетами. Теперь же, благодаря телевидению, они могут черпать политически новости буквально ведрами и без малейших усилий. Они же время от времени пишут в любимые передачи письма, содержание которых сводится все к тем же концепциям: "Чемберлен - это голова! Ему палец в рот не клади." Разумеется тоже любят побеседовать с телевизором, находя в нем идеального собеседника.
8. Психоделик. В застойные времена, когда определенной категории людей смотреть телевизор было просто невозможно, в следствии их полной идиосинкразии к трескучим лозунгам, было создано немало способов смотреть телевизор разными экзотическими способами. Самый распространенный состоял в том, чтобы включить телевизор без звука и одновременно запустить магнитофон или приемник. Мелькающему экрану в этом варианте отводилась роль своего рода светомузыки. Народные исполнители и вожди, открывавшие рот под звуки рок-н-ролла сопровождали тогда многие молодежные тусовки.
Более эксцентричные любители психоделика шли дальше. Они могли поставить телевизор на бок или (о, ужас!) нарисовать на экране сетку прицела. В таком обрамлении, смею вас заверить, все новости воспринимались совсем иначе!
Нет никаких оснований считать, что постаревшие тусовщики прошлых лет или кое-кто из нынешних неформалов не практикует время от времени психоделические способы просмотра телепрограмм.
9. Домохозяйка. Разумеется это слезливые сериалы и подобные же фильмы. Сериалы выполняют ту миссию, для которой собственно и создаются - позволить человеку проживать вторую жизнь, одновременно со своей собственной, жизнь более красочную и насыщенную. Их родословная восходит по прямой линии к книжке "Роковая любовь" цитируемой в пьесе "На дне". Зрительницы "мыльных опер" получают столь необходимую им эмоциональную поддержку - почувствовать, сто ты не один, что у кого-то еще тоже хватает проблем, что все, в конце концов, устраивается к лучшему - это действительно очень важно. И действительно, не далеко от истины. Так что смотрите, на здоровье! Только за переживаниями не забудьте вовремя вынуть пирог из духовки.

Не верь глазам своим

Твои глаза словно пепел - Ты видишь только то, что есть.
Гребенщиков

Большинство людей считают, что они видят то, на что смотрят. И даже более того - видят его таким, какое оно есть. Этот предрассудок породил и продолжает порождать множество недоразумений и предрассудков. На самом деле, это далеко не так, и причина здесь не в том, что люди предвзяты,
внушаемы или недобросовестны. Дело в самой человеческой природе, начиная от анатомии глаза и кончая историей вида Homo Sapiens.
Взглянем на анатомию. Глазное дно является чем-то большим, чем просто чувствительный слой камеры Обскура. Это маленький но довольно мощный компьютер, который производит предварительную обработку видимого. По зрительному нерву идет гораздо меньше информации, чем ее фиксирует взгляд, картинка уже обработана, и в мозг, видимо, поступают сведения об образах,
содержащихся в ней. Причем, выделение этих образов происходит абсолютно бессознательно, даже без участия мозга.
Взглянем теперь на физиологию. Достаточно взглянуть на окулограмму - график, изображающий движение глаза при рассматривании объекта - чтобы понять, что работа глаза похожа не на процесс фотографирования, а, скорее, на движение узкого луча прожектора или пальцев слепого, ощупывающего предмет. Понятно, что при таком подходе в поле внимания оказываются только те детали, которые его привлекают. Один увидит одно, а другой другое.
Способность достраивать образ по отрывочным элементам, это фундаментальная способность зрительного аппарата. Те из наших предков, которые не могли быстро (то есть бессознательно) "увидеть" саблезубого тигра, когда из-за дерева торчит только хвост и нос, просто не выжили.
Когда мы не видим того, что есть, это обычно списывается на рассеянность, недостаток внимания, хотя и здесь бываю своего рода рекорды. При мне человек с двух шагов не увидел велосипеда - тут фокус был в привычке. Велосипед несколько лет простоял на этом мете в коридоре, потом его продали. А когда на том же месте появился новый, то его просто не заметили - настолько он легко вписался в привычное место.
Гораздо интереснее, когда мы видим то, чего нет, как в примере с невидимыми линиями. Не буду описывать здесь истории видений святых, дьяволов, пришельцев и т.п., поскольку многие относятся к этим явлениям весьма серьезно, и мне не хотелось бы кого бы то ни было обижать. Обратимся к
случаям однозначным.
Самая известная история произошла в Соединенных Штатах в середине века,
когда социальное место нынешнего телевидения занимало тогдашнее радиовещание. Я говорю о знаменитой радиопостановке "Войны Миров" Орсоном Уэллсом. Режиссер перенес действие романа своего великого однофамильца в современность и поставил его в форме прямого репортажа о высадке марсиан. Правда трижды - в начале передачи, в конце и в середине - сообщалось, что
это всего лишь постановка, но несмотря на это в стране началась паника. По данным последних исследований, ей поддался миллион человек. И четверть из них марсиан ВИДЕЛИ! 250 000 американцев видели то, чего не было.
А несколько раньше на том же материке, во время открытия его Колумбом, произошел другой забавный случай. Туземные индейцы НЕ ВИДЕЛИ в море каравелл. Они не могли увидеть то, что не укладывалось в их сознании.
Вот еще одна характерная ситуация, которую приходилось переживать многим. Случалось ли вам столкнуться случайно со знакомым и в первый момент его не узнать? Вы смотрите на человека и видите совершенно незнакомое лицо, и вдруг, в момент узнавания оно как бы отливается в форму того образа, который хранился в памяти, и мгновенно и неуловимо меняется. И вот уже перед вами стоит другой человек. Так что прав был мудрец и философ Козьма Прутков, произнося свое знаменитое "...не верь глазам своим!". Относитесь критично к тому что вы видите, и помните, что это еще не действительность. И уж тем более критично относитесь к свидетельствам очевидцев. Опытные следователи говорят: "Чем больше свидетелей, тем путаней картина". И возьмите на вооружение высказывание одного маститого астронома, который послушав дискуссию коллег о важности в их работе хорошего зрения и качественного оборудования сказал: "Телескоп конечно важен. Важны и глаза. Но гораздо важнее нечто, находящееся позади глаз."

Опасные игры

Случается, что в компании бывает нечем заняться, и на общество опускается скука. Скука - мать многих пороков и причина многих преступлений, причем совершаются преступления именно тогда, когда человек начинает со скукой бороться. Поэтому, прежде чем предложить вашему вниманию несколько занятных развлечений, я несколько углублюсь в историю. Наверное научную психологию, психоанализ можно смело назвать порождением прогресса, во всяком случае возник он как раз в жюль-верновские времена, на гребне технологической революции. Тогда все это было в новинку и вызывало безудержный восторг. А сегодня мы уже знаем, среди всего множества игрушек, которые прогресс подарил человечеству, безопасных почти нет. Так и с психологией. В замечательном фильме Формана "Полет над гнездом кукушки" очень ярко показано, во что могут превратиться приемы психотерапии в нечистых руках. А говорю я это все к тому, чтобы всякий, решивший читать
дальше знал: даже к самым невинным психологическим играм следует отнестись с большой осторожностью.
О каких играх идет речь? Видимо в определенных кругах их знали и до появления психоанализа. В "Идиоте" Достоевского описана игра, в которую играет благородное общество по предложению скользкого типа по фамилии Фердыщенко. Игра заключается в том, что каждый из присутствующих должен по очереди рассказать о самой большой подлости, совершенной им в жизни. Такое действие являет собой не что иное, как облегченный вариант психотерапевтической процедуры, правда в чрезвычайно жесткой постановке. Я хочу предложить вам более легкие и привлекательные варианты.

Мечта

Форма кругового рассказа имеет свои преимущества. Но вместо того, чтобы рассказывать о подлостях, можно поговорить о чем-нибудь приятном. Например, помечтать. Пусть каждый из присутствующих расскажет, по возможности откровенно, о своем представлении об идеале в некоторой области. Темы могут быть в таком стиле:

o Как бы я потратил 1000000$?
o Как я представляю себе рай?
o Какой бы я хотел иметь дом?
o Что бы я сделал, если бы был всемогущим?
o Что бы я сделал, если бы был главой государства?

Мечтать, как известно, не вредно. Вредно не мечтать.

Угадай, кто он?

Есть популярная игра для компании, состоящая в том, что водящий должен угадать кого-то из присутствующих, задавая вопросы о его качествах. Но если изменить характер вопросов, то можно придать этой игре несравненно более глубокое содержание и даже оттенок некоторой интимности. Правила таковы. Водящий выходи за дверь. Все прочие в его отсутствие загадывают одного человека из своего числа. Затем водящий возвращается, и приступает к угадыванию, используя исключительно вопросы, связанные с ассоциациями:

o На какое растение похож этот человек?
o На какое животное?
o На какой предмет мебели?
o На какое строение?

И дальше в таком же духе.

Все решают обстоятельства.

Задача та же, что и в предыдущей игре - угадать одного из присутствующих. Но в качестве источника информации предлагается не ассоциация, а описание некоторых обстоятельств. Например:

o Как устроился бы этот человек на необитаемом острове?
o Каким было бы сказочное королевство, в котором он оказался бы королем?
o Кем мог бы он быть в Сказке?
o Кем мог бы он быть в фантастическом романе?
o ... в рыцарские времена?
o ... в первобытные времена?
o ... в детективном романе?

То есть выбирается некоторый всем хорошо известный условный мир и таинственная личность помещается в него.
Все эти и другие подобные игры помогают не только скоротать время. Они дают возможность больше узнать друг о друге, лучше друг друга понять. Причем эти знания могут коснуться и довольно глубоких пластов подсознания. Но в этом и заключается главная опасность. Если в вашей компании царит не вполне доброжелательная атмосфера, то кто-то вполне может не устоять перед и искушением, и, воспользовавшись игровой формой высказать о тайном враге все, что он о нем думает. Тут недалеко и до скандала. Однако, если пользоваться психологическими играми с должным тактом, то это хорошее средство сделать скучный вечер - интересным и незабываемым, а проводящих его вместе с вами приятелей - друзьями.